В России уличное искусство имело свои вехи развития. Первый пример граффити в том виде, который мы знаем сегодня, восходит к малоизвестному, но яркому случаю в бывшем СССР, когда по предгорьям Урала проследовал необычный состав, привлекший внимание жителей своим экзотическим видом. Именно ему мы решили посвятить студию “Стрит-арт”.
Эта история началась 19 июля 1988 года на одной из сортировочных станций Башкирской АССР, где молодой машинист Куйбышевской ЖД Алихан Албаков тайно увел с ночной стоянки маневровый тепловоз ЧМЭ3 с целой цистерной дизельного топлива и, перецепив к нему по пути пассажирский вагон и вагон—ресторан, пропутешествовал так до самых берегов Каспийского моря.
Уже после, на суде, Албаков и помогавшие ему диспетчера и дежурные по станциям объяснят свою необычную акцию политическими мотивами, – как жест свободы в милитаристском СССР, – однако немалую роль в этой истории сыграла и 19-летняя художница из Казахстана Софья Шамхалова. Именно за ней направил свой угнанный состав машинист.
С показаний девушки, в небольшом городке возле Каспийского моря, куда следовал поезд Албакова, она трое суток подряд втайне от родителей выходила на условленный отрезок путей, пока он, наконец, не прибыл. В итоге, сбежав и пропутешествовав еще 14 дней почти до самого Свердловска (сег. Екатеринбург), молодые подарили миру самый необычный поезд за всю андеграудную историю Советского Союза.
Во время пути, на остановках и стоянках Софья покрывала вагоны, как их потом назовет сам Албаков, «картинами мира и любви»: диковинными орнаментами, африканскими саваннами, дикими племенами, византийскими принцами, эллинами и персидскими шейхами. Все это впоследствии было уничтожено.
Беглянку, благодаря высокой должности дяди, служившего послом СССР на Ближнем Востоке, освободили из-под ареста и отправили домой, а затем к родственникам в Москву. Машинисту Албакову едва не присудили срок, но из подозрений в провокации со стороны западных спецслужб заменили ссылкой на поселение, навсегда лишив работы на железных дорогах СССР. Состав отправили на перекраску.
Этот случай вплоть до недавнего времени был засекречен, оставаясь подспорьем лишь для народного фольклора о влюбленном машинисте с Урала. Сегодня известно, что опальный Албаков живет где-то в Свердовской области, устроил небольшое хозяйство. О его подруге неизвестно ничего. Но их история жива.
Этот случай вплоть до недавнего времени был засекречен, оставаясь подспорьем лишь для народного фольклора о влюбленном машинисте с Урала. Сегодня известно, что опальный Албаков живет где-то в Свердовской области, устроил небольшое хозяйство. О его подруге неизвестно ничего. Но их история жива.
Мы решили реконструировать эту историю во всех подробностях при помощи журнального стола-макета, а на стенах студии поместить репродукции «картин мира и любви» — по сути, первого стрит-арта в СССР.
Поделиться:
Читайте также
легенду студии-
побратима
студии
“Стрит-арт”