В ясную погоду, вскарабкавшись на гору позади хижины, я делаю себе из жердей сиденье в кроне сосны, застилаю соломой и осматриваю окрестности из этого обезьяньего гнезда. Не сказал бы, что на эту забаву меня вдохновили гнездо Сюйцюаня на яблоне и травяная лачуга Вана, сплетенная на вершине горы Чжубо. Просто я стал сонливым горным отшельником: сижу себе, вытянув ноги, на горной круче и от нечего делать вылавливаю вшей. Иногла спущусь в ущелье, зачерпну прозрачной воды из родника и сам приготовлю себе еду. Живу очень скромно, слушаю тишину – изредка ее нарушает тихий стук капель”.
Это путевой дневник 1690 года японского поэта Мацуо Басё. Во все времена людей тянуло, тянет и будет тянуть вскарабкаться на красивую ветку дерева, на склон холма, на острый краешек крутой скалы. Есть что-то детское в огромном множестве плоскостей из настилов, сколоченных возле самого потока воды, мостиков, натянутых стрункой между гор, помостов и смотровых площадок возле сосен с видом на горы – все, чем так богаты восточная живопись и китайские свитки. Эта студия началась с мысли, что любому человеку независимо от возраста, подобно древним японским и китайским путникам, будет интересно забраться на новую плоскость в студии и осмотреть открывающиеся оттуда “окрестности”. А вместе с восточными аналогиями нам сразу вспомнился и замечательный китайский свиток второй половины 18 века…
Большой бамбуковый помост четыре на три метра с татами, окруженный рисовыми светильниками и хорошей литературой – главный смысловой акцент “Китайской” студии. Мы хотели, чтобы у 16-метрового в длину интерьера было что-то вроде точки покоя, забравшись куда можно было бы отвлечься от суеты, предаться листанию альбомов и просмотру кино или просто “послушать тишину”, как когда-то делал в своем “обезьяньем гнезде” Мацуо Басё.
Отсюда, как с настоящего помоста, сооруженного в открытом пространстве лесов и гор, открывается обзор во все стороны. Внизу с одной стороны – спальня, с другой – гостиная, с третьей – асфальт московского дворика с трехэтажной высоты особняка. И, конечно, небо над ним. На помост ведут два пути: косая и вертикальная лестницы с разных сторон. Это неслучайно – кроме ассоциации с Востоком у помоста есть еще один не сразу понятный смысл: путешествие…
…мы вспомнили об этом свитке как раз применительно к путешествию. Дело в том, что издревле подобные свитки в Китае являли собой смесь живописи и дневниковых записей: художник, отправляясь в путь, подробно запоминал все, что видел, а затем переносил увиденное на свиток, как последовательный рассказ о своем путешествии. Поэтому пройдя вдоль такого свитка справа налево – именно в таком порядке “записывались” впечатления, – можно было заново пережить все путешествие, проделанное путником. А поскольку длина свитка составляла по несколько метров и разглядывать мельчайший его фрагмент можно было очень долго, выходило, что впечатление от свитка – как и настоящее путешествие! – растягивалось во времени.
Именно поэтому “Китайская” студия опоясана свитком – двигаясь по окружности, поднимаясь на помост, чтобы совершить привал – а свиток разбит на последовательные фрагменты, продолжающиеся по периметру интерьера – и спускаясь дальше, чтобы продолжить путь по свитку, можно совершить настоящее путешествие по древнему Китаю, не выходя из студии. В этом смысле бамбуковый помост – действительно место отдыха путешественника. А путешественник – каждый, кто с увлечением пройдет и рассмотрит все великолепие природы и кипящей городской жизни, запечатленных на свитке.
Попробуйте сами! Чуть ниже на изображении мы поместили инструменты, с помощью которых вы сможете самостоятельно попутешествовать по свитку. Начните движение справа налево – как изначально было задумано автором, – и увеличивайте фрагменты, которые покажутся вам интересными. А когда захотите отдохнуть – приезжайте к нам в Мама Ро, у нас для этого в “Китайской” студии специально собран бамбуковый помост.
“Расцвет города Гусу”
Династия Цин, 1759 г.
Автор: Сюй Ян.
Свиток из шелка с
зарисовками в цвете.
Ширина: 36,5 см.
Длина: 1241 см.
P.S.: в создании репродукции свитка для студии мы использовали самую высококачественную печать, поэтому от глаза гостя не ускользнет ни одной детали, а ведь говорят, что местами мастер использовал кисть толщиной всего в один волосок и даже сам император Поднебесной, увидев произведение, долгое время разглядывал каждую деталь, не в состоянии оторваться, как ребенок. Надеемся, вас ждет не меньший восторг!
Поделиться:
Читайте также
легенду студии-
побратима
студии
“Китайская”