Мама Ро на Чистых прудах

Мама Ро на Чистых прудах расположилась на второй линии Московского бульварного кольца. Выход к метро, аллеи и исторические места, кафе и бары, ночная жизнь и прогулки по бульвару, а летом – катание на катамаранах и выступления уличных музыкантов – все это приятным бонусом окажется включенным в выбор любой из студий Мама Ро на Чистых прудах.

г. Москва, Гусятников переулок, д. 4, стр. 3.

Здесь находятся центральный офис и студии:
Китайская, Французская, Византийская, Супрематическая,
Стрит-арт, Старая Москва, Джаз, Каменная, Сосновая,
Баухаус, Мельникова, Авиа

chistie_rus
Как добраться:
Аэропорт

Самый быстрый способ добраться до центра из любого аэропорта Москвы — скоростной экспресс (время в пути — от 35 до 45 мин). Узнать расписание и цены можно на сайте Аэроэкспресса. По прибытию в город воспользуйтесь метро.

Метро

Мы находимся на станции метро «Чистые пруды». Среднее время в пути от любого из ж/д вокзалов Москвы до м. «Чистые пруды»: 15 минут. Карта Московского метрополитена доступна здесь >

Пешком от метро

Пеший путь от метро до Мама Ро апартаменты занимает около 3 минут. Воспользуйтесь графической 3D картой (см. изображение), чтобы сориентироваться при выходе из метро. Пройдите к подъезду с круглым козырьком и позвоните в домофон с табличкой «Мама Ро». Наш администратор откроет и встретит вас на 2 этаже.

На машине

Чтобы проложить маршрут на картах Google или Yandex, наберите в поисковой строке: Mama Ro Chistye (для карт Google) или Мама Ро Чистые (карты Yandex).

Всего 17 пеших минут
до сердца Москвы

Геометки
Лупа

Московский Кремль!

Чуть ниже мы приготовили целый ат-
тракцион, посвященный этому архи-
тектурному ансамблю - спуститесь,
чтобы увидеть своими глазами.
Хорошего серфинга!

way_kreml
way_kreml
Московский Кремль

Кремль — это древнейшая часть Москвы. Первые оборонительные сооружения на Боровицком холме появились в 1156 году и занимали его юго-западную часть. Но город быстро развивался и расширялся, и в 1340 году по указу князя Ивана Калиты вокруг холма были возведены деревянные башни и стены. А уже при Дмитрии Донском в 1367 году русские мастера начинают возводить стены и башни из белого камня.

Свой современный облик Кремль получил в 15 веке, когда князь Иван III пригласил в Москву лучших итальянских зодчих, которые в 1485 году приступили к масштабному строительству. Границы кремля значительно расширились, были выстроены 2235 метров стен и 20 башен из красного кирпича. Интересно, что в XVIII веке кремль побелили, и белым он оставался вплоть до середины XX века. В 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы, кремлевские постройки отреставрировали. Тогда по указу Сталина стены и башни перекрасили в красный — идеологически верный — цвет. Таким он и остается до сих пор.

Знаменитые звезды появились на башнях Кремля — Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой — в 1935 году, когда с них были сняты двуглавые орлы — символы императорской власти. Первые звезды были сделаны из нержавеющей стали, покрытой золотом, а в центре уральскими самоцветами был выложен серп и молот. Но через год из-за грязи в воздухе самоцветы потускнели и перестали сиять, и звезды решили демонтировать. А вместо них были изготовлены и установлены новые из рубинового стекла с внутренней подсветкой. Также появилась и пятая звезда на Водовзводной башне.

Казанский собор

Казанский собор был возведен в 1636 году на деньги семьи Романовых в память об освобождении Москвы от польских интервентов. Храм назван в честь чудотворной иконы Казанской Божьей матери.

Собор был построен в русском стиле с горкой кокошников и шатровой колокольней. Однако в 18–19 веке его облик претерпел значительные изменения, и храм стал похож на типичную трапезную церковь 19 века в классическом стиле, что очень возмутило общественность и духовенство.

В 1936 году при реконструкции Красной площади Казанский собор, как «не соответствовавший новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического советского государства», был снесен.

К счастью его успел изучить и произвести обмеры знаменитый русский реставратор П. Д. Барановский. Храм был восстановлен 1990–1993 годах в древнерусских формах 17 века.

Заиконоспасский монастырь

Монастырь Спаса Нерукотворного был основан в 1600 году по указу Бориса Годунова. Его название объясняется тем, что он располагался за торговыми рядами, где продавали иконы. Спасский собор монастыря построен в 1701 году архитектором Иваном Зарудным — это один из ярчайших образцов петровского барокко.

В 1687 году на территории Заиконоспасского монастыря открылось первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия.

Один из самых известных выпускников Академии — Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, поэт, ставший символом российской науки, основоположник Московского Госу­дарственного Университета.

Здание Синодальной типографии

Печатный двор был создан в 1563 году для типографии Ивана Федорова, который считается основоположником книгопечатания на Руси. Здесь была издана первая датированная напечатанная книга в России — «Апостол». А в 1703 году здесь была выпущена первая газета, положившая начало русской периодической печати.

С момента создания постройки Печатного двора претерпели множество изменений. Здание в неоготическом стиле, выходящее на Никольскую улицу, было построено в 1811—1815 гг. по проекту архитектора И. Л. Мироновского. Фасад украшен стрельчатыми готическими окнами и башенками, орнаментальной белокаменной резьбой, причудливыми колоннами с виноградной лозой, также в оформлении фасада использованы мотивы древних зданий Печатного двора: лев и единорог.

Сегодня здесь расположился Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета.

Никольская улица

Никольская улица возникла в конце 13 века как часть дороги из Москвы во Владимир. Это одна из трех главных улиц Китай-города — одного из старейших районов Москвы. До создания Красной площади улица начиналась от Никольских ворот Кремля и шла до Никольских (Владимирских) ворот Китайгородской стены.

Свое название улица получила по монастырю Николы Старого, который был основан в 1390-м году. Постепенно улица застраивалась монастырями, торговыми рядами и домами знатных бояр. Жить на Никольской было очень престижно. Здесь был создан Печатный двор — первая типография на Руси, а также образована Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России, — в которой учился М. В. Ломоносов. Никольская улица была центром иконной и книжной торговли.

В 19 веке плотность застройки Никольской сильно возросла: здесь появились разнообразные магазины, кофейни и рестораны, гостиницы. Так описывал эту улицу писатель И. Т. Кокорев: «Домище на домище, дверь на двери, окно на окне, и все это, от низу до верху, усеяно вывесками, покрыто ими как обоями». Торговый характер улицы сохранился и до нашего времени. В настоящее время улица реконструирована и благоустроена только под пешеходное движение.

Третьяковский проезд с торговыми галереями

Третьяковский проезд был создан в 1871 году по проекту архитектора А. С. Каминского по заказу купцов-меценатов, братьев П.М. и С. М. Третьяковых, основателей Третьяковской галереи — одного из главных художественных музеев в России.

Для устройства проезда разобрали небольшую часть Китайгородской стены. Он соединил Никольскую улицу с Театральным проездом. В самом проезде расположились торговые галереи.

Два здания с проездными арками совершенно разные по архитектуре. Фасад, выходящий на Никольскую выполнен в стилистике неоренессанса, а со стороны Театрального проезда подражает русскому стилю — шатровое завершение башни, парапеты в виде «ласточкиных хвостов», декоративные машикули — все это должно было гармонировать со средневековой стеной Китай-города.

Сегодня это место называют «проезд роскошных бутиков» — так как теперь это одно из самых дорогих мест для шопинга в Москве.

Аптека Феррейна

Здание построено в 1894–1899 годах по проекту архитектора А. Э. Эрихсона в стилистике эклектики. Необычным в архитектуре этого здания является контраст главного фасада и задней части дома. Главный фасад выполнен в неоклассическом стиле с каннелированными колоннами, увенчанными статуями, а задняя часть здания выглядит как средневековый замок с башенкой, в которой раньше находились часы.

Этот дом принадлежал фармацевтическому магнату Карлу Феррейну. Здесь находилась самая крупная аптека в Европе! В ней продавались не только лекарственные средства, но и косметические и парфюмерные товары, а также медицинские вина собственного производства «Херес», «Пепсиновое Феррейн», «Кока на портвейне», «Кола на хересе».

Конечно, в советские годы аптека была национализирована. Сейчас здесь находится магазин и ресторан Baccarat, интерьер которого разработал известный дизайнер Филипп Старк.

Никольские ворота Китайгородской стены
Памятник утрачен

Никольские ворота — это несохранившаяся часть Китайгородской крепостной стены; они соединяли Никольскую улицу с Лубянской площадью.

Китайгородская стена — это второй пояс оборонительных сооружений Москвы, который создавался для защиты от набегов крымских татар. Первым поясом служили кремлевские крепостные стены. Строительство китайгородской стены продолжалось с 1534 по 1538 годы, работами руководил итальянский зодчий Петрок Малый. Крепостная стена, протяженностью 2567 метров, была гораздо ниже кремлевской, но толще, что было удобно для отражения пушечного огня. Башни получились более приземистыми, но некоторые из них впоследствии получили шатровое завершение, в том числе и Никольская.

Свое оборонительное значение стена утратила еще в 18 веке, а снесли памятник древнерусского зодчества уже в советское время по сталинскому плану реконструкции Москвы. Вместе со стенами крепости канули в лету и Никольские ворота. На сегодняшний день от древнего сооружения сохранились лишь частичные фрагменты и участок стены с Птичьей башней на площади Революции.

Лубянская площадь

Название этой местности, предположительно, восходит к 15 веку, когда она была заселена переселенными новгородцами, у которых на родине была улица Лубяница.

С течением времени площадь меняла свои очертания, её современный облик сформировался в середине 20 века. В центре площади в 1958 году был установлен памятник советскому политическому деятелю Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому — «красному палачу» и «железному Феликсу», как называли его в народе. Однако в августе 1991 года разгоряченная толпа чуть не свалила памятник, к счастью, это удалось предотвратить, иначе бы пострадали и сами люди, и конструкции станции метро. На следующий день памятник, как символ тоталитаризма и советской репрессивной машины, был аккуратно удален, и сейчас он находится парке искусств «Музеон».

Сегодня Лубянская площадь служит напоминанием о страшных годах репрессий и тоталитаризма, а вместо «железного Феликса» чуть поодаль организован мемориал «Соловецкий камень» — большой гранитный валун, привезенный из Соловецкого лагеря особого назначения и установленный в память о жертвах советских репрессий.

Здание ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ

В основании современного комплекса ФСБ два доходных дома, построенных в 1897–99 годах архитекторами А. Ивановым и Н. Проскуриным для страхового общества «Россия». С приходом советской власти страховую компанию национализировали, а оба здания были переданы управлению ВЧК. С этого момента здания переходили сменявшим друг друга органам госбезопасности: ОГПУ, НКВД, НКГБ и МГБ, КГБ, а с 1996 года ФСБ.

В середине 30-х для ОГПУ строят новое здание по проекту И. Безрукова и А. Лангмана — штатных архитекторов ведомства. В 1939–47 годах мастерская под руководством знаменитого архитектора А. Щусева перестроила один из двух бывших домов общества «Россия», соединив его со вторым домом. Часть улицы Малая Лубянка стала внутренним двором, а сам комплекс зданий занял целый квартал. А в 1983–84 годах фасад второго дома общества «Россия» был перестроен в соответствии с проектом Щусева.

Для жителей нашей страны, особенно старшего поколения, слово «Лубянка», которое обозначает именно этот комплекс зданий с его внутренней тюрьмой, стало нарицательным и ассоциируется с мрачным прошлым советского государства — именно здесь принимались решения и подписывались документы о массовых арестах и расстрелах.

Усадьба Салтыковых-Чертковых

Это одно из немногих сохранившихся светских зданий в стиле барокко в Москве. Центральный дом усадьбы был построен в середине 18 века. Впоследствии появлялись многочисленные пристройки, которые были объединены в одно здание с центральным домом в середине 19 века. В особняке сохранились интерьеры эпохи 19 века — Готический зал, курительная комната в мавританском стиле, Белый зал, а также лестница, оформленная Ф. Шехтелем, знаменитым архитектором эпохи модерна.

В 1831 году усадьбу приобретает Александр Дмитриевич Чертков, русский ученый и библиофил, который собрал здесь уникальную библиотеку, посвященную российской истории. Его дом стал центром культурной жизни Москвы той эпохи. Там бывали и работали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, К. С. Циолковский.

Сегодня в усадьбе проводятся различные выставки и инсталляции.

Мясницкая улица

Мясницкая улица появилась в 15 веке, ее история начинается со строительства церкви Успения Пресвятой Богородицы за Никольскими воротами крепости Китай-города. На улице издревле стали селиться мясники, образовав мясницкую слободу, откуда и пошло ее название.

В 18 веке улица меняет свой характер, здесь появляются дома аристократии и монастырские подворья, однако, застройка оставалась преимущественно деревянной. Современный облик Мясницкой сформировался во второй половине 19 — начале 20 веков, когда на улицу пришли новые хозяева города — буржуазия, владельцы фабрик и заводов. Улица стала застраиваться большими доходными домами, конторами торгово-промышленных учреждений, банками. Здесь строится Главный Императорский почтамт. Улица приобретает деловой характер. Одной из первых она получает уличное освещение, сначала газовое, потом электрическое, здесь проходит линия конки (конно-железной дороги), потом начинает ходить трамвай. А в 20 веке под улицей была проложена первая линия московского метрополитена.

Сегодня Мясницкая одна из оживленных улиц города, здесь располагается множество кафе и ресторанов, а разнообразная архитектура и благоустроенные тротуары делают улицу очень привлекательной для прогулок.

Доходный дом Строгановского училища

Доходный дом в стиле модерн был построен 1904 — 1906 годах по проекту архитектора Ф. И. Шехтеля по заказу Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища. На первом и втором этажах были устроены магазины и офисы, а на остальных находились съемные квартиры. Доходы от сдаваемых помещений использовались для содержания музея Строгановского училища.

Здание имеет необычную планировку — форму незамкнутой трапеции. Такая форма позволила максимально рационально использовать выделенный участок земли под строительство, но при этом не делать двор-колодец, поэтому все помещения в доме хорошо проветриваются и освещаются.

На фасаде здания сохранились прекрасные майоликовые панно, выполненные по рисункам Федора Шехтеля. А общий облик дома отражает идеи эпохи модерна — гармоничности и красоты мира.

Сегодня в здании располагаются только торговые и офисные помещения.

Чайный дом на Мясницкой

Этот необычный дом был построен в 1890–1893 годах по проекту архитектора Р. И. Клейна для купца С. В. Перлова, занимавшегося чайной торговлей. На первом этаже располагался чайный магазин, а остальные этажи занимали съемные квартиры и апартаменты хозяина.

Изначально дом не был стилизован под китайскую архитектуру. Такой фасад здание получило в 1896 году под руководством архитектора К. К. Гиппиуса. Тогда в Москву должен был приехать канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. Фасад дома стал своеобразной рекламой предприятию С. В. Перлова. Купец рассчитывал, что канцлер, увидев его дом, непременно зайдет к нему в гости, и ему удастся заключить выгодные контракты на торговлю чаем. Но Ли Хунчжан так и не посетил Сергея Перлова. Однако, стоит заметить, это не помешало успешному процветанию бизнеса чаеторговца.

Торговля чаем никогда не прекращалась в этом доме: конечно, в советские годы магазин был национализирован, но и после этого в нем продолжали продавать чай, что продолжается и по сегодняшний день.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества

Здание было построено на рубеже 1780–1790-х годов русским архитектором В. И. Баженовым для генерал-поручика И. И. Юшкова. Этот дом с эффектной монументальной ротондой на углу и симметричными крыльями — яркий пример московского классицизма.

В середине 19 века здесь была создана передовая художественная школа Российской империи — Училище живописи, ваяния и зодчества, которую окончили величайшие русские живописцы В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, К. С. Петров-Водкин.

А в 1920-м году на базе училища были организованы Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС, которые стали экспериментальной площадкой для развития авангардного искусства в Советской России. Здесь работали всемирно известные архитекторы-авангардисты — К. С. Мельников, Н. А. Ладовский, Л. М. Лисицкий, братья Веснины, родоначальник дизайна и рекламы в СССР Александр Родченко и его жена В. Степанова, и многие другие.

Почтамт

Массивное серое здание со световым куполом, сильно выделяющееся из всей застройки улицы — бывший Главный Императорский почтамт.

Здание почтамта было построено в 1912 году по проекту архитектора О. Р. Мунца и инженера А. Н. Новикова, а проработкой фасадов занимались братья Веснины, которые решили его в романском стиле. Почтамт был спроектирован так, что его планировка точно соответствовала его функции. В центре расположен большой операционный зал высотой во все здание. Над ним — уникальная металлическая конструкция со световым фонарем, которую разработал великий русский инженер В. Г. Шухов.

Сейчас здание находится в аварийном состоянии и закрыто для входа.

Павильон станции метро «Чистые пруды»

Решение о строительстве метро в Москве было принято в 1931 году после того, как население столицы увеличилось в несколько раз, а город увяз в бесконечном транспортном коллапсе.

Станция метро Чистые пруды была открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка Московского метрополитена «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» — «Смоленская».

Наземный вестибюль выполнен в лаконичных формах советского ар-деко. Боковые фасады украшают круглые окна-иллюминаторы. Примечательной деталью является уникальная надпись «МЕТРО» на фасаде, сохранившаяся с момента строительства павильона до наших дней.

Если вы приехали в Москву за достопримечательностями, начните вашу
первую прогулку вместе с Мама Ро – мы нарисовали оптимальный марш-
рут, которым можно интересно прогуляться от Чистых прудов до Кремля.
Всего 2066 шагов 17-минутной прогулки

Мы посчитали, прошагав весь путь самостоятельно!

При среднем росте 175-180 см вы дойдете до Кремля ровно за 16 минут 33 секунды. Что, конечно же, не так важно: лучше прогуливайтесь не спеша, чтобы не упустить ни одного прекрасного места на этом маршруте.

и вы в сердце столицы -
на Красной площади.

И не забудьте ваш смартфон

Мы также отметили на маршруте самые интересные архитектурные объекты и исторические места, чтобы сделать вашу прогулку еще увлекательнее. Главное, не забудьте смартфон! А когда выйдете на Красную площадь, воспользуйтесь картой ниже - на ней также отмечены интересные факты об архитектурном ансамбле Кремля и объектах вокруг. На окружающие Кремль леса и поля не обращайте внимание - наша Москва, как и Москва в фильме, не сразу строится. Но здесь уже очень-очень много чего интересного. Смотрите сами:

Геометки
Лупа
kreml_3
kreml_3
Кутафья (Предмостная) башня

Кутафья башня была создана в 1516 году итальянским архитектором Алевизом Фрязиным, её высота 13,5 метров. Эта башня невысокая, но самая нарядная и необычная.

Свое первое имя – Предмостная – башня получила из-за своего расположения – она находится перед Троицким мостом и раньше была окружена рвом, заполненным водами реки Неглинной. Во время нападения ворота закрывались подъемной частью моста, а башня становилась серьезной преградой для захватчиков крепости.

По поводу происхождения современного названия до сих пор ведутся споры. Одни исследователи считают, что ее имя дано от слова «кут» - укрытие, угол. А другие полагают, что от слова «кутафья», обозначавшего полную, неповоротливую женщину.

Оружейная (Конюшенная) башня

Оружейная башня была построена в 1495 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, ее высота – 38,9 метров.

Первое название башни связано с тем, что в 17 веке она имела проездные ворота к Конюшенному двору. Нынешнее же название получила в 19 веке, после постройки Оружейной палаты.

Как и все башни Кремля, в 17 веке Оружейная получила шатровое завершение. Однако она хорошо сохранила свои средневековые формы. Это массивный четверик (четырехугольный в плане объем), завершенный боевой площадкой, впоследствии надстроенный шатром со смотровой вышкой.

Боровицкая (Предтеченская) башня

Башня построена в 1490 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари, ее высота – 50,7 метров.

Раньше башня служила входом в хозяйственную часть государева двора. А сегодня это единственные ворота, в которые можно въехать в Кремль на автомобиле.

Существует две версии происхождения ее названия. Первая связана с местностью, где возведена башня, раньше эту часть холма покрывал бор (хвойный лес). Второе название связно с находившимся поблизости местом, где брали налог – «бор». Со дня своей постройки башня носила имя «Боровицкая», однако, в 1658 году царь Алексей Михайлович приказал ее переименовать ее в Предтеченскую, по церкви Рождества Иоана Предтечи. Но новое название совершенно не прижилось! И до сих пор это единственная башня Кремля, носящая свое первое историческое название.

Водовзводная (Свиблова) башня

Водовзводная башня появилась в Кремле в 1488 году, ее высота 57,7 метров. Строительством башни занимался итальянский архитектор Антон Фрязин, здесь впервые в русской архитектуре завершение башни было сделано в виде «ласточкиных хвостов», окаймивших впоследствии все стены Кремля.

Раньше рядом с башней располагался двор бояр Свибловых, отсюда и происходит ее первое имя. Современное название башня получила в 1633 году, после того как в ней сделали водоподъемную машину.

Это был первый напорный водопровод в Российском государстве. Его изготовили под руководством английского инженера Христофора Головия. Вода подавалась в Сытный и Кормовой дворец, в царские сады и бассейны. Кстати, изначально трубы, по которым шла вода, были сделаны из свинца, тогда еще не знали о вреде этого металла, это, напротив, считалось признаком богатства.

Благовещенская башня

Благовещенская башня была построена в 1488 году, предположительно ее автором был архитектор Антон Фрязин, но точных сведений не сохранилось. Это одна из невысоких башен Кремля, её высота 30,7 метров.

Свое название она получила по иконе Благовещения Пресвятой Богородицы, которая, по преданию, чудесным образом проявилась на стене башни и спасла заточенного в ней воеводу от смерти. Это произошло во времена Ивана Грозного, когда воеводу по ложному обвинению посадили в застенок башни. Царь собирался казнить его, но заключенный проводил все дни в непрестанной молитве, и она ему помогла. Когда Иван Грозный узнал о совершившемся чуде, приговор тотчас же был отменен.

Сначала для иконы на башне была сделана деревянная часовенка, а в 18 веке по указу императрицы Анны Иоанновны была возведена церковь, и часть стены с иконой оказалась в нее встроена. Над шатром башни установили крест, а под шатром устроили звонницу.

Но в мятежном 20 веке большевики церковь снесли, а чудотворная икона канула в лета.

Тайницкая башня

Тайницкая башня была возведена в 1485 году первой из башен современного Кремля. Строительством занимался итальянский зодчий Антон Фрязин, ее высота – 38, 4 метров.

Изначально в башне были проездные ворота и стрельница. А в 17 века на ней был устроен противопожарный пункт.

Название башни связано со словом «тайник». При строительстве в ней был устроен тайный колодец и проложен тайный проход к Москве-реке для снабжения водой жителей Кремля во время осады. Существует версия, что это проход использовался для тайных вылазок и посылки гонцов. При исследовании башни было обнаружено, что со дна колодца расходятся два подземных тоннеля. Один вел в Кремль, по другому можно было добраться за Москву-реку. В советское время органами госбезопасности вход в тайник был забетонирован.

Первая Безымянная башня

Первая Безымянная башня была возведена в 1485-1488 годах, её высота 34,13 метра.

Это рядовая башня без проездных ворот, но с непростой участью. В 15-16 веках в ней хранился порох, который взорвался при пожаре и сильно повредил башню. Говорили, что ее обломки разлетелись на весь Кремль. В 18 веке башню снесли из-за начала строительства Кремлевского дворца В.И. Баженова. Дворцу не суждено было появиться, и башню возвели вновь. В 1812 году ее ждало новое испытание: отступавшие французы взорвали башню. Она была восстановлена лишь в 1816-1835 годах архитектором Осипом Бове, который занимался реконструкцией Москвы после наполеоновского вторжения.

Вторая Безымянная башня

Вторая Безымянная башня была построена в 1480-е годы, ее высота 30,2 метра.

В начале 18 века в башне существовали проездные ворота, которые впоследствии заложили. Как и Первая Безымянная эта башня была снесена для строительства Кремлевского дворца по проекту В.И. Баженова. Дворец не построили, а башню вскоре восстановили.

До 1917 года с разрешения местного начальства желающие могли совершить двухчасовою прогулку по всей кремлевской стене. Экскурсантов сопровождал старик-солдат. Очевидцы вспоминали, что внутри башен веяло леденящим холодом, также там господствовала тишина, сырость, мох и плесень.

Вертолетная площадка

Вертолетная взлетно-посадочная площадка, появившаяся на территории Кремля в 2013 году, вызвала много шума и споров. В первую очередь это связано со статусом Кремля – он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Следовательно, любые строительные работы там проводить запрещено.

Но площадку все же построили. Она предназначается для полетов в Кремль президента России. Предполагается, что это позволит уменьшить заторы на дорогах, которые создавал кортеж президента, так как для его проезда перекрывали главные магистрали. Теперь средством передвижения стал вертолет МИ-8.

До постройки этой площадки президенты совершали посадки на Ивановской площади. Но это случалось всего несколько раз, так как частые полеты могли нанести вред архитектурным памятникам Кремля.

Петровская (Угрешская) башня

Петровская башня была построена в 1480-х годах, ее высота – 27,15 метров.

Свое первое название получила по подворью Угрешского монастыря, а второе имя дано по церкви в честь первого московского митрополита Петра, которую возвели рядом с башней.

И эта башня дошла до нас не в первозданном виде. Первый раз она пострадала в 1612 году во время польской интервенции, второй раз ее вместе с церковью разобрали в 1771 году из-за строительства Кремлевского дворца В.И. Баженова, башню вскоре восстановили, а вот церковь нет. Не обошло ее стороной и наполеоновское вторжение: она взлетела на воздух, но в 1818 году была отстроена заново.

Москворецкая (Беклемишевская) башня

Москворецкая башня была построена по проекту итальянского зодчего Марко Фрязина в 1487-1488 годах, ее высота – 46, 2 метра.

Эта башня – передовой пост обороны Кремля, первый удар всегда приходился на нее. На подступах к башне есть и естественная преграда – Москва-река, но для пущей защиты раньше в этом месте перед кремлевскими стенами была еще одна более низкая крепостная стена.

Беклемишевской башня называлась по примыкавшему к ней двору боярина Ивана Беклемишева, который впоследствии превратили в тюрьму для опальных бояр. Современное же имя башня получила по расположенному рядом Москворецкому мосту.

Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня

Эта башня была построена в 1490 году зодчим Пьетро Антонио Солари на месте бывших Тимофеевских ворот старого белокаменного Кремля. Её высота – 36,8 метров.

Свое нынешнее имя башня получила по находившейся рядом церкви святых Константина и Елены.

Константино-Еленинская башня известна своим печальным прошлым. В конце 18 века в ее стрельнице расположился знаменитый «Константиновский застенок» - пыточная, а в подвалах башни были устроены «каменные мешки» - тюрьма Розыскного приказа. Говорили, что «больше суток в «Пытошной» мало кто выдерживал, и иные ума лишались».

Набатная башня

Набатная башня была возведена в 1490-е годы, ее высота – 38 метров.

Название башни связано с тем, что на ней находился Спасский набатный колокол. Набат – это тревожный сигнал, который чаще все использовали при пожаре, а также при наступлении вражеских войск. В Кремле было ещё два набатных колокола: на Троицкой и Тайницкой башнях. Колокола издавали особый звон, по которому можно было определить, где начался пожар.

Если пожар был в Кремле, то нужно «бить все три набата в один край скоро же». В случае пожара в Китай-городе – «бить в один Спасский набат в один край, скоро же». При пожаре в Белом городе – «бить Спасский в оба края и в набат, что на Троицком мосту в оба же края потише». При пожаре в Земляном городе – бить набат на Тайницкой башне «тихим обычаем, с развалом и расстановкой».

Спасская (Фроловская) башня

Спасская башня была возведена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари, ее высота со звездой 71 метр. Это главные парадные ворота Кремля!

Свое первое название башня получила по церкви Фрола и Лавра, была переименована в 1658 году в честь Смоленского образа Всемилостивого Спаса и иконы Спаса Нерукотворного, которые находятся над проездными воротами.

Спасская башня – символ России, для жителей нашей страны она имеет сакральное значение. Ведь именно ее часы начинают отсчет Нового года! Первые куранты для башни изготовили в 1625 году под руководством англичанина Христофора Головея. Они отмеряли только дневное и ночное время. А современные куранты были сделаны в 1851-1852 годах на фабрике братьев Николая и Ивана Буденопов, датских подданных. Куранты расположись аж на трех этажах. В 1917 году при попытке захвата Кремля большевиками, в часы попал снаряд и повредил их. Они не ходили почти целый год! Но, к счастью, новая власть все же решила их восстановить. И по сей день они отмеряют московское время.

Царская башня

Царская башня – это башенка самой поздней постройки, ее возвели в 1680-е годы. Даже сложно назвать ее башней, ведь она поставлена прямо на стену и похожа на декоративный теремок. Её высота с флюгером – 16,7 метров.

Существует легенда, что когда-то здесь могла находиться деревянная башня, с которой царь мог наблюдать за тем, что происходит на Красной площади. От этого и происходит ее название. Также существует предание, что именно отсюда Иван Грозный следил за постройкой Покровского собора (Храм Василия Блаженного).

Сенатская башня

Сенатская башня была возведена в 1490-е годы итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари, ее высота – 34 метра.

Эта башня выполняла исключительно оборонительные функции, и долгое время была безымянной. А современное название получила в конце 18 века после постройки здания Сената.

В 1918 году на башне установили барельеф изготовленный скульптором С. Т. Конёнковым «Павшим в борьбе за мир и братство народов», который посвящен памяти павших борцов октябрьской революции. Впоследствии эту мемориальную доску сняли и передали в музей.

Мавзолей Ленина

Мавзолей Ленина – каменная усыпальница на Красной площади, где уже более 80 лет хранится тело вождя мирового пролетариата.

Согласно легенде, еще до революции архитектор Алексей Щусев поведал своему духовнику, что закончил проект 99-го храма. После этого старец сказал, что как только он закончит сотый – его причислят к лику святых. По иронии судьбы, сотым оказался мавзолей.

Сразу после кончины вождя Щусеву было поручено в кратчайшие сроки спроектировать и возвести усыпальницу для торжественного прощания с телом Владимира Ильича. Первый мавзолей построен менее чем за 4 дня и представлял собой деревянный куб, на котором стояла небольшая трехступенчатая конструкция.

Через три месяца был выстроен большой деревянный мавзолей, имеющий привычные для нас очертания многоступенчатой пирамиды. А через пять лет – в 1929 году – был возведен новый железобетонный мавзолей, облицованный гранитом. Таким его можно видеть и в настоящее время.

В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, его тело также поместили в Мавзолей. Однако, после развенчания культа личности вождя, в 1961 году тело Иосифа Виссарионовича оперативно в одну ночь вынесли и захоронили у кремлевской стены.

Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву – вот настоящее имя одного из самых известных памятников русского зодчества и мировой архитектуры. Он был построен в 1555-1561 годах рядом с кремлевским крепостным рвом, проходившим под восточной стеной Кремля, по указу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани.

Зодчими были Барма и Постник. Согласно легенде, по завершении строительства Иван Грозный приказал ослепить мастеров, чтобы они никогда больше не смогли создать нечто настолько прекрасное.

Изначально собор состоял из 9 независимых церквей и колокольни. Но в 1588 году была пристроена небольшая церковка над могилой Василия Блаженного. Василий еще при жизни был известен москвичам как юродивый и провидец. Во время его похорон, гроб нес сам Иван Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых московских святых и в народе собор стали называть в его честь.

В советское время собор стал филиалом Государственного Исторического музея и в середине 1930-х годов оказался под угрозой уничтожения, с него сняли купола и готовили к сносу. Но, к счастью, за собор заступился знаменитый реставратор П.Д. Барановский. Он, не побоявшись последствий, лично отправил телеграмму Иосифу Сталину с просьбой об отмене сноса собора. И он был сохранен! Сейчас в соборе возобновлены богослужения.

ГУМ (Верхние торговые ряды)

Торговля на территории ГУМа ведется еще с XV века. Изначально торговали в деревянных лавках, потом появились и каменные постройки, которые несколько раз перестраивались. В 1887 году был проведен конкурс на новое здание торговых рядов, в котором победил проект А.М. Померанцева.

Архитектор отошел от классической традиции в сторону псевдорусского стиля, а благодаря инженерам В.Г.Шухову и А.Ф.Лолейту ряды получили светопрозрачные покрытия (стеклянные крыши). В здании было 1200 магазинов, три зала собраний (вскоре в одном из них был создан кинотеатр), своя электростанция, водопровод и артезианская скважина.

После революции здесь расположились квартиры видных партийных деятелей и различные конторы. В начале 50-х ряды были отреставрированы и стали носить новое название – ГУМ – Государственный Универсальный Магазин. Но существует и другое неофициальное название этого магазина – Главный Универмаг Москвы. В советское время каждый гость столицы считал своим долгом побывать в этом магазине, потому что в нем можно было достать дефицитные товары, но и в наше время ГУМ остается популярным магазином как у москвичей, так и у туристов.

Воскресенские (Иверские) ворота

Воскресенские ворота были построены в 1535-38 годах, как часть китайгородской стены. Они расположены между Государственной думой и Историческим музеем, и разделяют Манежную площадь с Красной. В 1680 году ворота изменили свой облик – над арочным проездом надстроили каменные палаты с высокими шатровыми крышами. Несколько раз менялись и названия. Изначально ворота назывались Неглинными – по протекающей рядом реке, после Курятными – по торговому ряду, где продавали кур, Львиными – по зверинцу, где при Иване Грозном содержали львов. А в начале XVIII века на башню поместили икону Воскресения Христова, и ворота стали Воскресенскими. Их также часто называют Иверскими – по пристроенной в 1669 году часовне Иверской Божьей матери.

В 1931 году ворота с Иверской часовней разобрали и через Красную площадь здесь было организовано автомобильное движение. К счастью, ворота полностью восстановили в 1995 году.

Государственный Исторический музей

Решение о создании исторического музея было принято в 1872 году. Основу его коллекции составили экспонаты с Политехнической выставки, посвященной Крымской войне 1853-56 г. Строительство музея началось в 1885 году, авторами проекта стали архитектор В.О. Шервуд и инженер А.А. Семенов. Здание решено в псевдорусском стиле, фасад украшен мелкими элементами декора, две главные башни увенчаны двуглавыми орлами, остальные – геральдическими фигурами львов и единорогов.

В 1912 году в музее установлен один из первых лифтов в Москве – миланского завода «Штиглер». Лифт работает до сих, правда, используется редко.

Во время советской власти здание музея потеряло свой первоначальный облик – были уничтожены многие росписи и детали интерьеров, с башен убрали навершия в виде двуглавых орлов, львов и единорогов. Лишь в 90-е годы прошлого века началась комплексная реставрация здания. А в 2003 году музею был полностью возвращен исторический облик.

Никольская башня

Никольская башня была построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари, ее высота со звездой 70, 4 метра.

Свое название получила по иконе Николая Чудотворца, которая расположена над проездными воротами башни. Дорога через эти ворота вела к боярским и монастырским подворьям Кремля, а также через них въезжали царицы и царевны и паломники. От Никольских ворот начиналась так называемая «учёная улица», на которой располагались два монастыря, первая типография и первая духовная семинария.

При отступлении наполеоновских войск в 1812 году башня была взорвана и очень сильно пострадала. Ее восстановлением в 1816-1819 годах занимался замечательный зодчий Осип Бове. Он придал башне неоготический облик, а также она была выкрашена в белый цвет.

Арсенальная (Собакина) башня

Арсенальная башня была построена итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари в 1492 году, ее высота 60,2 метра.

Первое название башни связано с легендой, говорят, что рядом с ней раньше находился двор бояр Собакиных. Но никаких свидетельств об этом не осталось. Свое нынешнее название башня получила по построенному рядом зданию Арсенала.

Эта угловая башня – самая мощная башня Кремля – завершала оборонную линию со стороны Красной площади, а также регулировала переправу через Неглинную. Есть у башни и секрет: в ней был сделан тайный колодец, для того, что снабжать войска Кремля водой в случае осады. А также был обнаружен секретный подземный проход к реке Неглинной, который впоследствии заложили.

Средняя Арсенальная башня

Средняя Арсенальная башня была возведена в 1495 году месте угловой башни Кремля Дмитрия Донского, ее высота – 38,9 метров. Свое название получила по расположенному рядом зданию Арсенала.

В 1821 году у подножия башни был построен Итальянский грот по проекту архитектора Осипа Бове. Его более известное название – грот «Руины». Для его создания были использованы обломки московских зданий, разрушенных при наполеоновском вторжении в 1812 году. По задумке автора, грот должен символизировать возрождение Москвы из руин.

Здание Арсенала

Постройка Арсенала началась в 1701 году по указу Петра Первого. Это здание задумывалось как «цейхгауз», что в переводе с немецкого означает оружейный дом. Он предназначался для хранения оружия, а также военных трофеев.

Строительство Арсенала не заладилось с самого начала и продолжалось довольно долго. То не хватало денежных средств, то сильный пожар уничтожил кровлю, а во время войны 1812 года и вовсе была взорвана часть здания. Однако Арсенал всегда восстанавливали, менялись лишь внутренняя планировка и украшение фасада.

В середине 19 века здесь планировалось сделать музей Отечественной войны 1812 года. Для этого вдоль фасада были выставлены трофейные пушки. Музей так и не создали, а пушки стоят до сих пор. А в самом здании сейчас располагаются казармы Кремлевского полка.

Троицкая башня

Троицкая башня была выстроена в 1495-1499 годах по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина Миланца, её высота со звездой составляет 80 метров. Это самая высокая башня Московского Кремля!

Современное название башня получила в 1658 году по подворью Троице-Сергиева монастыря, а до этого момента ворота сменили множество названий. Были то Куретными, то Ризположенскими, то Знаменскими, то Богоявленскими.

Троицкие ворота занимают второе место по значению после Спасских. Они предназначались для проезда патриарха, цариц и царевен. А также с ними связаны знаменательные моменты в истории Российского государства. В 1612 году отсюда вышло и сдалось позорное боярское правительство, которое довело Россию до интервенции. Они вместе с поляками укрывались в Кремле. А 2 сентября через них вошли в Кремль наполеоновские войска, через них же 11 сентября и вышли из сожжённого города.

Московский Кремль

Кремль – это древнейшая часть Москвы. Первые оборонительные сооружения на Боровицком холме появились в 1156 году и занимали его юго-западную часть. Но город быстро развивался и расширялся, и в 1340 году по указу князя Ивана Калиты вокруг холма были возведены деревянные башни и стены. А уже при Дмитрии Донском в 1367 году русские мастера начинают возводить стены и башни из белого камня.

Свой современный облик Кремль получил в 15 веке, когда князь Иван III пригласил в Москву лучших итальянских зодчих, которые в 1485 году приступили к масштабному строительству. Границы кремля значительно расширились, были выстроены 2235 метров стен и 20 башен из красного кирпича. Интересно, что в XVIII веке кремль побелили, и белым он оставался вплоть до середины XX века. В 1947 году, к празднованию 800-летия Москвы, кремлевские постройки отреставрировали. Тогда по указу Сталина стены и башни перекрасили в красный – идеологически верный – цвет. Таким он и остается до сих пор.

Знаменитые звезды появились на башнях Кремля – Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой – в 1935 году, когда с них были сняты двуглавые орлы – символы императорской власти. Первые звезды были сделаны из нержавеющей стали, покрытой золотом, а в центре уральскими самоцветами был выложен серп и молот. Но через год из-за грязи в воздухе самоцветы потускнели и перестали сиять, и звезды решили демонтировать. А вместо них были изготовлены и установлены новые из рубинового стекла с внутренней подсветкой. Также появилась и пятая звезда на Водовзводной башне.

Патриарший дворец с церковью Двенадцати Апостолов

По указу патриарха Никона в 1653-1656 годах был возведен этот дворец архитекторами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. В тот момент Никон обладал большим влиянием и властью, поэтому был построен такой роскошный дворец, который, говорят, не уступал государеву дворцу в великолепии и размерах. В нем располагались личные покои патриарха – столовая, спальня, кабинет, казнохранилище, зал для торжественных приемов – Крестовая палата, различные служебные помещения, включая хлебопекарни, винодельни и многое другое.

Но в 1721 году после отмены патриаршества дворец заняла Московская Синодальная контора, а палаты потеряли свое былое великолепие. В Крестовой палате установили огромную мироваренную печь для приготовления святого мира (ароматное масло), важного атрибута в христианстве, которое используется в таинстве Миропомазания. Раз в три года здесь собирались священнослужители, чтобы его сварить, а потом оно рассылалось по всей стране. Отсюда и происходит русская поговорка «Все одним миром мазаны».

В настоящее время в Крестовой палате выставляются предметы быта 17 столетия. Одним из интереснейших экспонатов является детская серебряная погремушка, изготовленная немецкими мастерами, а также здесь находятся различные ювелирные изделия, посуда и предметы обихода, привезенные из других стран и выполненные искусными русскими мастерами.

Чудов монастырь
Памятник утрачен

Это один из старейших монастырей Московского Кремля. По преданию хан Золотой Орды Джанибек, услышав, что Бог творит чудеса по молитвам митрополита Алексия, попросил Московского князя прислать в Орду святителя, чтобы тот помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. Митрополит Алексий прибыл в Орду, зажег свечу и окропил святой водой татарскую царицу – Тайдула прозрела. В знак благодарности хан Джанибек снизил для русских размер дани, а царица подарила митрополиту двор ханских наместников. На месте этого двора в 1365 году и был возведен Чудов монастырь.

В 1378 году митрополит Алексий скончался и был похоронен в церкви. Также в монастыре были захоронены представители многих княжеских и боярских фамилий, в монастырской ризнице хранились богатые царские вклады, а библиотека монастыря была одним из самых больших книгохранилищ России.

В 1919 году монастырь закрыли, а в помещениях обители открыли кооператив «Коммунист», детские ясли и избу-читальню. В 1929 году Чудов монастырь был полностью разрушен, а на его месте возведен Президиум Верховного совета.

Сегодня ведутся переговоры с целью возможного восстановления Чудова монастыря на прежнем месте, для этого предварительно был разобран один из корпусов Президиума.

Тайницкий сад

В 14 веке Кремль пострадал от пожара. Тогда князь Дмитрий Иванович Донской решает возвести новые укрепления и к тому же расширить территорию Кремля. Так и появился сад, названный по аналогии с Тайницкой башней.

До революции в Тайницком саду находилась Константино-Еленинский храм и Благовещенская церковь с Житным двором – там хранили хлеб для царского двора. Большевики же церковь с храмом снесли, а на его месте до середины 60-х годов устраивались детские Новогодние елки.

Но самое примечательное место на территории сада – дуб «Космос». Его посадил 14 апреля 1961 года первый космонавт – Юрий Гагарин.

Памятник императору Александру II
Памятник утрачен

Первого марта 1881 года в Санкт-Петербурге был смертельно ранен император Александр II – в него была брошена бомба террористами, членами организации «Народная воля». Это событие вызвало огромный резонанс, и представители высших кругов общества выступили с предложением создания памятника великому государю.

Далее последовало несколько конкурсов, которые не принесли желаемых результатов. Осенью 1889 года художник П.В. Жуковский (сын поэта В.А. Жуковского) создал эскиз памятника, который император Александр III охарактеризовал так: «Просто и священно». Детальной разработкой проекта занялся архитектор Н. В. Султанов, а статую императора создал скульптор А. М. Опекушин.

Фигура императора располагалась под шатровой сенью, которую с трех сторон окружала невысокая галерея. Ее своды украшали 33 мозаичных портрета русских царей. Удачным замыслом Жуковского было расположить памятник на бастионе, выступающем на склоне кремлевского холма: вместе с памятником город получил прекрасную смотровую площадку на Замоскворечье.

К сожалению, памятник просуществовал недолго – в 1918 году его сбросили с постамента и разбили, сам постамент был разобран в 1928 году.

Царь-колокол

Царь-колокол – самый известный колокол России, самый большой колокол в мире! Его история восходит ко времени правления Бориса Годунова и полна драматизма. Он несколько раз разбивался и переливался. Современный колокол был отлит в 1735 году знаменитым русским литейщиком Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Он изготавливался прямо в Кремле в специальной литейной яме.

Но этот колокол так и не был поднят на звонницу, так и ни разу не зазвонил. А все дело в том, что в 1737 году в Кремле случился сильнейший Троицкий пожар, а колокол оставался еще в яме. Когда тушили огонь, вода попала на раскаленный металл: колокол треснул, и от него откололся кусок металла двухметровой высоты.

Только через сто лет по указу Николая I колокол подняли из ямы и водрузили на пьедестал.

Царь-пушка

Царь-пушка получила такое название из-за своих гигантских размеров – ее вес почти 40 тонн! Изготовил ее искусный русский литейщик Андрей Чохов в 1586 году на Пушечном дворе в Москве.

Царь-пушка имеет славу орудия, которое никогда не стреляло. Долгое время считалось, что это чисто декоративное оружие, призванное устрашать иностранцев. Однако в конце 20 века было проведено исследование, которое показало, что Царь-пушка стреляла хотя бы один раз. А также выяснилось, что это вовсе и не пушка, а бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами.

Колокольня Ивана Великого с Успенской звонницей и Филаретовой пристройкой

Колокольня, построенная в 1505-1508 годах, стала началом формирования Соборной площади. Эту удивительную конструкцию высотой 60 метров создал итальянский архитектор Бон Фрязин.

В конце 16 века Борис Годунов приказал увеличить размер колокольни – ее надстроили высоким барабаном с золоченой главкой. Теперь ее высота составляла 81 метр. Так Иван Великий стал не только самым высоким сооружением Москвы, но и главной городской вышкой, с которой следили за границами, а также за городскими пожарами. Ивановский столп стал символом не только Москвы, но и всей России. Даже был издан специальный приказ, запрещающий строить здания выше этой звонницы.

Но нашелся человек, осмелившийся нарушить это правило. Им был князь А. Меньшиков, который построил свою домовую церковь выше колокольни. В народе это сразу сочли плохим предзнаменованием. И действительно, молния попала в крест и сожгла верхний ярус. А позже и сам Меньшиков попал в опалу. Так и оставался столп Ивана Великого долгое время самым высоким зданием Москвы.

Успенский собор

Успенский собор – духовный и политический центр русского государства на протяжении 4-х веков. Здесь возводили в сан митрополитов и патриархов. Здесь обнародовались государственные акты, служили молебны перед воинскими сражениями и в честь побед. Здесь венчали на царство и короновали, присягали на верность государству.

В 1326 году был заложен и через год освящен первый каменный храм на этом месте. Он простоял 145 лет, но со временем стал разрушаться, и в 1472 году его разобрали. В тот же год начали строить новый храм. Возведение продолжалось уже два года, уже выстроили стены и начали делать своды, как в ночь на 21 мая 1474 года храм обрушился. Существует несколько версий произошедшей трагедии. По некоторым источникам он рухнул из-за землетрясения, а по другим из-за халатности русских зодчих.

Для строительства нового собора решили пригласить иностранного зодчего – им стал итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. Новый храм освятили в 1479 году. Его стены из белого камня, а своды из кирпича. Он выглядит достаточно монолитно (в древних рукописях даже встречается фраза «яко един камень»), но в тоже время в его архитектуре присутствует изящная простота.

В настоящее время в соборе иногда проводятся богослужения, но он продолжает функционировать как музей. В нем находятся уникальные и самые почитаемые иконы и святыни России.

Архангельский собор

Архангельский собор – второй по значимости собор в Кремле. Его строительством тоже занимался иностранец – итальянский архитектор Алевиз Новый. В архитектуре храма присутствует очень интересный элемент, который получил широкое распространение в русском зодчестве – это белокаменные раковины в закомарах собора.

Архангельский собор является усыпальницей русских князей и государей. Здесь погребены 9 поколений рода Даниила Александровича (Рюриковичи) и первые представители династии Романовых. Именно здесь, в Архангельском соборе, русские князья давали друг другу присягу верности, целуя крест на гробах своих предков. Сюда приходили в поминальные дни, а также когда отправлялись на поле боя. В великокняжеской семье был обычай, когда возникали какие-то трудности, князья просили молитвенной помощи у своих умерших отцов.

Здесь находятся гробницы Ивана Грозного и его сына Ивана, с которыми связана примечательная история. Широко распространена версия, что Иван Грозный убил своего сына посохом в висок. В середине 20 века эта версия была поставлена под сомнение, появилось предположение, что он мог умереть от отравления. C разрешения Никиты Хрущевы были вскрыты их усыпальницы. Ученых ждало разочарование: останки практически не сохранились из-за доступа в гроб воды и воздуха, и разрешить тайну смерти сына так и не удалось. Но благодаря этой истории скульпторы смогли с точностью воссоздать портрет Ивана Грозного.

Грановитая палата

От большого великокняжеского дворца Ивана III сохранилась лишь Грановитая палата - парадный тронный зал русский царей. Именно здесь принимали иностранных послов и отмечали важные для государства события, проходили большие церемониальные приемы.

Царские пиры, которые здесь устраивались, отличались невиданным богатством и великолепием и продолжались в среднем 10-12 часов. Особо важные приемы начинались с выноса ритуального блюда – жареного лебедя. Если принимали иноземного гостя, пир начинался в полной тишине, но по прошествии пяти часов церемоний по воспоминаниям одного из послов «мы значительно оживились, разговор пошел веселее, да, и русские несколько почувствовали себя свободнее».

Также в Грановитой палате заседала Боярская дума, и здесь же прошел знаменательный Земский собор 1613 года, который избрал на царство Михаила Романова.

Благовещенский собор

Благовещенский собор – это домовая церковь русских государей. Он предназначался для церемоний домашнего характера: там исповедовались и причащались государи, там крестили и венчали царских детей и т.д. А также храм был местом хранения великокняжеской казны.

Изначально собор был частью великокняжеского дворца, соединяя с ним ступенчатым переходом. Интересно, что именно с дворца и этого собора началась история кремлевских курантов. Аж в 1404 году за еще деревянным собором установили часы с механической фигуркой человека, который ударял молоточком по окончании каждого часа. Так Москва начала узнавать точное время.

До революции здесь в день храмового праздника царь кормил нищих. По оставшимся свидетельствам современников, чаще всего подавали уху из жареных карасей и окуней.

Государственный Кремлевский дворец – Дворец съездов

Самое неоднозначное и противоречивое здание Кремля, стилистически сильно выбивающееся из ансамбля. Этот стеклянный параллелепипед был построен в 1961 году по проекту архитектора М.В. Посохина и по личному указанию тогдашнего генсека Н.С. Хрущева. Ради его строительства пришлось снести здание старой Оружейной палаты и Кавалерийские корпуса.

Здание предназначалось в первую очередь для проведения съездов КПСС, а также для различных общественно-политических мероприятий, здесь, например, проходил известный Всемирный конгресс женщин. Сейчас здесь проводятся пышные концерты, а также проходит одно из важных событий для детей нашей страны – главная Новогодняя елка.

Большой Кремлевский дворец

На месте БКД со времен постройки Кремля располагался великокняжеский дворец, сначала деревянный, потом каменный, в котором проживали российские государи. Современное здание объединяет под одной крышей постройки пяти столетий. Построено оно было в 1838 – 1849 годах под руководством К. Тона, который был придворным архитектором Николая I.

БКД – главная резиденция президента России, а когда-то это была резиденция российских императоров. Здесь останавливалась царская семья по приезду в Москву, а также здесь проходили торжественные коронации императоров Александра I, Александра II и Александра III. А сейчас здесь проводятся важные правительственные переговоры, вручают государственные премии, а также совершается инаугурация президента.

Теремной дворец

Теремной дворец был построен в 1635 году на подклете дворца Ивана III лучшими русскими зодчими того времени – Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым. Изначально он предназначался для забав и развлечений сыновей царя Михаила Романова. Но когда его сын Алексей взошел на престол, он стал проживать там с семьей.

В Теремном дворце было традиционное для России того времени разделение жилого пространства на мужскую и женскую половины. Царь в дневное время занимался важными государственными делами в своих покоях и только вечером приходил к семье. А жизнь женщины знатного рода, особенно цариц, в 17 веке была достаточно уединенной. По старозаветному обычаю большую часть времени царицы проводили в своих хоромах с детьми, а если куда-то выезжали, то только в закрытой карете, даже в церковь ходили только по особым крытым галереям, а в самой церкви стояли так, чтобы их не было видно. Так что жизнь цариц в допетровское время была полностью скрыта от посторонних глаз, и осталось очень мало свидетельств об их повседневности.

Потешный дворец

Потешный дворец был построен в 1652 году как личные палаты боярина И.Д. Милославского. По оставшимся свидетельствам это был четырехэтажный терем с очень нарядным фасадом и роскошным внутренним убранством. Впоследствии здание несколько раз перестраивалось и меняло свое предназначение.

А название «Потешный» он получил из-за театрализованных представлений - потех, которые стали здесь проводиться. Это были первые официально разрешенные церковью театральные действа. Конечно, существовал и народный театр, с участием любимого героя Петрушки и скоморохов, а также дрессированных медведей и собак, но все это было под церковным запретом и считалось языческими пережитками. И 17 октября 1672 именно здесь состоялась премьера первого спектакля по пьесе «Артаксерксово детство». С тех пор этот день считается днем рождения русского театра.

Комендантская (Колымажная) башня

Комендантская башня была построена в 1495 году итальянским зодчим Алевизом Фрязином, ее высота 38,9 метров.

Колымажной башня называлась по находившемуся рядом Колымажному двору, где хранились царские повозки и кареты. Современное название получила в 19 веке, когда в Потешном дворце Кремля разместился комендант Москвы.

Существует и своя легенда, связанная с этой башней. Говорят, будто в ней обитает бледная женщина с пистолетом в руке – призрак знаменитой террористки Фанни Каплан, которая совершила покушение на Владимира Ленина. Ее расстреляли, а потом сожгли у стен Кремля.

Оружейная палата

Оружейная палата – музей-сокровищница, в котором собрана уникальная коллекция произведений декоративно-прикладного искусства мирового значения. Тут находятся драгоценные изделия, созданные в кремлевских мастерских или полученные в дар от иностранных государств, парадная царская одежда и коронационные платья, собрание экипажей и многое другое.

Изначально сокровища хранились в великокняжеской казне, куда приглашались послы и почетные гости, чтобы посмотреть на богатства Московского государства. Сохранились воспоминая иностраннцев, которые говорили, что «блеск царского двора настолько силен, что больно смотреть».

Самым древним экспонатом в коллекции является серебряный кувшин из Константинополя, изготовленный в 400 г. А самым известным, конечно же, шапка Мономаха, коронационный венец российских государей.

Александровский сад

Александровский сад был создан в 1821-1823 годах, как памятник Отечественной войне с Наполеоном 1812 года, и назван в честь императора-победителя Александра I. Парк располагается на месте русла реки Неглинной и состоит из трех частей – Верхнего парка, Среднего и Нижнего. Автором проекта сада был знаменитый архитектор О. И. Бове.

Примечателен находящийся в Верхнем саду, рядом с Вечным огнем, памятник в честь 300-летия династии Романовых, выполненный по проекту архитектора С.А. Власьева в 1914 году. Это обелиск из серого гранита, на котором выведены имена выдающихся представителей династии Романовых. В советский период, когда последовательно уничтожалось всё, что было связано с царской семьей, эти имена были стерты и на обелиске появились фамилии революционных мыслителей, таких как Маркс, Энгельс и др. Однако 2013 году обелиску был возвращен его исторический облик.

Большой театр

Историю Большого театра насчитывает почти 3 столетия и ведется с 1776 года. Современное здание театра было построено в 1858 году в стиле классицизм по проекту архитектора А.К. Кавоса. В его основе использованы капитальные стены и колонны прошлого здания театра, которое сгорело. Самой примечательной частью экстерьера театра является скульптурная композиция – экспрессивная квадрига, управляемая Аполлоном – покровителем искусств в древнегреческой мифологии. Автор композиции П. К. Клодт. Интерьер зрительного зала оформлен в традиционной красно-золотой гамме.

«Большой» – символ русской культуры, самый известный театр России. Здесь были созданы и представлены все значительные русские оперы и балеты, здесь работали и выступали самые талантливые и известные артисты, режиссеры, дирижеры и музыканты. Сегодня постановки Большого театра пользуются большой популярностью во всем мире.

Боровицкая площадь

Боровицкая площадь в современном виде сформировалась в 1930-х годах, когда были снесены часть домов в начале улицы Знаменки. Свое название получила по Боровицкой башне Кремля, напротив которой располагается.

В настоящее время завершена масштабная реконструкция Боровицкой площади. На ней установлен памятник великому князю киевскому Владимиру I Святославовичу – крестителю Руси. По проекту архитекторов Ивана Колманока и Александра Томашенко от памятника расходятся концентрические круги каменных ступеней – как бы напоминая о кругах на воде Днепра во время первого крещения на Руси в 988 году.

Дом Пашкова

Дом Пашкова в стиле классицизм был построен в 1784-1786 годах, предположительно, по проекту архитектора Василия Баженова, как городская усадьба для помещика Петра Егоровича Пашкова.

Живописное месторасположение на Староваганьковском холме, гармоничные пропорции, изящный бельведер с прекрасным видом на город сделали это здание одной из главных достопримечательностей Москвы.

В 1861 году в здании открылся Румянцевский музей, книжные фонды которого легли в основу Российской государственной библиотеки им. Ленина (РГБ), выстроенной рядом уже в советское время - самой большой в Европе библиотеки. Сегодня в доме Пашкова расположены отдел рукописей и нотно-музыкальный отдел РГБ.

Гостиница Метрополь

Гостиница Метрополь - один из наиболее удачных образцов стиля модерн в Москве. Архитекторы Вильям Валькот, Лев Кекушев, Николай Шевяков и др. Построена в 1899-1905 годах по заказу предпринимателя, знаменитого мецената Саввы Морозова.

Он планировал возвести гостиничный и культурно-развлекательный центр с театром, концертным залом, зимним садом, выставочным залом и даже площадкой для катания на роликовых коньках. Однако не все идеи удалось претворить в жизнь – была построена только гостиница.

В архитектурном облике здания авторы хотели выразить идею о синтезе искусств, поэтому в оформлении фасадов использовано много керамических панно – самое известное из которых «Принцесса Греза» Михаила Врубеля, – барельеф «Времена года» Николая Андреева и даже цитата из Ф. Ницше «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему», которая в советские годы была заменена на цитату В. Ленина «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала».

Красная площадь

Красная площадь – сердце Москвы, самая красивая и известная площадь России. На своем нынешнем месте площадь образовалась в конце 15 века, когда за стены Кремля была вытеснена торговля. Сначала площадь называлась Великий торг, потом Троицкой и Пожаром, а в 17 веке получила название Красная – то есть «красивая» по-древнерусски.

Красная площадь с момента своего возникновения стала центром народной жизни. Кроме того, что она была местом торговли, здесь проводили собрания купцов и бояр, где обсуждались важные для государства вопросы, оглашались царские указы, проходили торжественные церемонии, а также крестные ходы.

В наше время площадь не потеряла своего центрального значения, хоть и стала преимущественно туристическим местом. Здесь проводятся различные ярмарки и концерты, открывается зимний каток, устраиваются салюты в важные для города и страны праздники. Именно на Красной площади ежегодно проводится парад, посвященный Дню победы в Великой Отечественной Войне.

Лобное место

Лобное место – это круглый помост из дикого тесаного и белого камня. Оно возникло в 16 веке, по одному мнению в 1512 году, в честь победы над татарами, а по другому – в 1549 году, когда на Руси проходил первый съезд представителей всех сословий – Земский собор.

Ведутся споры о происхождении названия «Лобное место». По одной версии – это перевод с еврейского на славянский слова «Голгофа». Другая версия предполагает, что оно восходит к слову «лоб» и фразе «рубить лбы». Именно поэтому многие считают, что Лобное место использовалось для совершения публичных казней. На самом же деле здесь было совершено всего несколько казней: в 1682 году был казнен раскольник Никита Пустосвят и в 1698 году тут были совершены казни при подавлении Стрелецкого бунта. В целом же это место служило трибуной и предназначалось для зачитывания царских указов и приговоров, с него обращались к народу цари и священнослужители, тут объявляли о начале войны и заключении мира, выставлялись чудотворные иконы и мощи святых.

Памятник Неизвестному солдату и Вечный огонь

Могила неизвестного солдата находится у главного входа в Александровский сад. Памятник был установлен 8 мая 1967 года к 22-й годовщине Победы. Авторы мемориала Д.И. Бурдин, В.А. Климов, Ю.Р. Рабаев, Н.В. Томский.

Мемориал Неизвестному солдату - это дань памяти Великой Отечественной войне, одному из важнейших событий в истории государства.

Здесь действительно захоронен прах неизвестного солдата, а также горит Вечный огонь, который символизирует вечную память о погибших в Великой Отечественной войне.

Охрану памятника осуществляет Почётный караул ежедневно с 08.00 до 20.00 часов, каждый час происходит торжественная смена караула.

С правой стороны от памятника находятся кубические объемы, в которых заключены капсулы с землей из двенадцати городов, удостоенных звания «Город-герой» - высшей степени отличия для городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны.

Река Неглинная

Неглинная или по-другому Самотёка – третья по протяженности река Москвы. Ее название, вероятнее всего, происходит от финно-угорского слова «негл», что значит лиственница, то есть река Листвянка. Вторая версия, популярная в народе, что ее называют так, потому что дно у реки было неглинистым.

Неглинная берет начало в районе Марьиной рощи и течёт к Кремлю. Когда-то река играла важную роль в жизни города: выполняла оборонительную функцию, защищая подступы к Кремлю с запада и северо-запада, была местом для рыболовства, а также использовалась для производственных целей и хозяйственных нужд.

В наши дни река почти полностью течет в коллекторе под землей. Туда ее заключили по нескольким причинам. Во-первых, Неглинка являлась причиной многих наводнений в Москве, во-вторых, из-за неблагоприятного экологического состояния ее воды и примыкавшей местности, так как в реку сливали нечистоты и выкидывали мусор.

В 1997 году во время переобустройства Манежной площади на месте бывшего русла Неглинной была создана имитация, будто часть реки освобождена из трубы и протекает по выложенному плиткой дну, однако на самом деле текущая здесь вода не имеет отношения к реке. В подземном же коллекторе, где по-прежнему спрятана настоящая Неглинная, сегодня проходят экскурсии.

Верхоспасский собор

Верхоспасский собор –домовая церковь русских царей - был построен в 1635-1636 годах с восточной стороны Теремного дворца зодчими Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шарутиным и Л.Ушаковым. До нашего времени собор дошел в сильно изменённом виде.

В 1682 году архитектором Осипом Старцевым была проведена реконструкция Верхоспасского собора и теремных церквей – храмы Евдокии (Воскресения Словущего) и Распятский храм с молельней, расположенных рядом. Они были объединены под одну кровлю и увенчаны 11 главками на изящных барабанах. Барабаны и фриз были декорированы многоцветными керамическими плитками – изразцами. Благодаря эти изменениям собор получил очень необычный, живописный и запоминающийся облик. Вместе с Теремным дворцом он стал символом Кремля 17 века.

>
Церковь Ризположения

Это одноглавая изящная церковь построена в 1485 году псковскими зодчими Кривцовым и Мышкиным в честь спасения от набега ордынского царевича Мазовши, а названа по празднику Положения Ризы Богоматери. До середины XVII это была домовая церковь сначала русских митрополитов, а затем патриархов. Впоследствии церковь стала дворцовой и была соединена с хоромами цариц и царевен.

Как и все церкви Московского Кремля, с приходом советской власти, церковь Ризположения подверглась осквернению и разграблению, здесь даже хранили картошку для кремлевской столовой! Но, к счастью, сохранился уникальный иконостас, созданный в 1627 году русскими мастерами под руководством Назария Истомина Савина.

Сегодня здесь находится редчайшая коллекция храмовой деревянной скульптуры XV-XIX веков – столь малоизвестного церковного искусства России.

Вознесенский монастырь
Памятник утрачен

Вознесенский женский монастырь был основан в 1386 году княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Он располагался около Спасской башни и граничил с кремлевской стеной.

Первая церковь монастыря была деревянной, впоследствии были построены три каменных собора – Вознесенский, церковь Михаила Малеина и Екатерининская церковь, построенная в 1808-1817 годах Карлом Росси в неоготическом стиле. Это была единственная постройка замечательного итальянского зодчего в Москве.

Вознесенская обитель была некрополем для женщин царского рода. Здесь были захоронены византийская принцесса, жена Ивана III Софья Палеолог, жены Ивана Грозного, мать Петра Первого Наталия Нарышкина и многие другие царские особы.

В 1929 году монастырь был полностью уничтожен советской властью. Однако специалистам удалось сделать архитектурные обмеры и фотофиксацию, а захоронения были перенесены в Архангельский собор. В настоящее время обсуждаются планы о восстановлении монастыря.